Методы обучения делятся на методы преподавания, методы учения и методы контроля.
Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.
Процесс контроля - это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для учащихся, так и для учителя.
Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя.
Тестирование давно уже стало привычным событием в жизни учеников, учителей и родителей. С тестами приходится иметь дело всем участникам образовательного процесса. За последние годы издан целый ряд работ по тестологии, имеется ряд руководств практического характера, способных помочь учителю (иностранного языка, в частности) ввести ученика в "искусство тестирования", а именно практически подготовить к сдаче Централизованного тестирования.
Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или нестандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения).
Требования, предъявляемые к УЧИТЕЛЮ при составлении
тестовых заданий:
При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами:
- каждое задание должно иметь свой порядковый номер, установленный согласно объективной оценке трудности задания, выбранной стратегии тестирования;
- необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д.;
- тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него;
- задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое;
- варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа;
- важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений “да-нет”, “верно-неверно”;
- задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми;
- вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки;
- на выполнение одного задания теста должно уходит не более 1-2 минут.
Инструкция по
созданию компьютерного теста
cредством Microsoft Office Excel
Этап №1. Продумывание способа
оформления вопросов.
Для оформления вопросов
используются операции:
· заливка ячеек;
· объединение ячеек. Для того, чтобы объединить ячейки, необходимо выделить нужный диапазон и нажать на панели инструментов
пиктограмму
.
· Перенос текста в рамках одной ячейки. Для того,
чтобы весь текст вместился в одну ячейку, необходимо выделить ячейку с данным
текстом и нажать на панели инструментов пиктограмму
.
Этап №2. Cоздание и проверка
правильности открытых вопросов
Виды вопросов:
Открытый – тестируемый должен ввести ответ с клавиатуры.
Закрытый – выбор правильного ответа из заданного множества вариантов.
1. Запустите программу Excel.
2. Сохраните книгу
Excel в свою рабочую папку под именем
«Тест» (тип файла «Книга Excel»).
3. Объедините
ячейки А1 - Е1, в данных ячейках
введите название теста: «Тест для
самоконтроля по русскому языку».
4. Объедините
ячейки А5 – Е5 и введите в них
следующий текст: «Вопрос 1. Напишите
окончание слова «красный».
5. Объедините
ячейки А9 – Е9 и введите в них
следующий текст: «Вопрос 2. Напишите
приставку слова «входить».
6. Объедините
ячейки А13 – Е13 и введите в них
следующий текст: «Какой частью речи
является слово «прекрасно»?»
7. Объедините
ячейки А17 – Е17 и введите в них
следующий текст: «Какой частью речи
является слово «огонь»?»
8. Для
ввода ответа сделайте ячейку В6
шире: правую границу ячейки сдвиньте вправо. Обозначьте границы ячейки: вкладка
Главная – группа Шрифт – Граница – Внешняя граница.
9.
Сделайте рамку для ответа после второго вопроса
так же, как в п.8 (ячейка В10).
10. В ячейку F10 впишите правильный ответ на вопрос 2 - «в».
11. В ячейке D6 создайте формулу следующим образом (ячейка должна быть
активной): вкладка Главная – группа Редактирование – Сумма – Другие функции –
Категория «Логические» - Выберите функцию «ЕСЛИ» - ОК.
12. В
диалоговом окне «Аргументы функции» заполните
поля следующим образом: курсор находится в поле «Лог_Выражение», нажмите на ячейку В6, тем самым сделав её активной. В поле «Лог_Выражение» появится запись В6. После записи В6 поставьте знак = , после которого в кавычках напишите правильный ответ (в данном
случае это «ый»). Если бы правильным
ответом было какое-то число, то кавычки ставить было бы необязательным условием.
13. В
поле «Значение_если_истина» напишите
в кавычках слово «правильно».
14. В
поле «Значение_если_ложь» напишите в
кавычках слово «ошибка».
15. Нажмите ОК
– диалоговое окно «Аргументы функции»
закроется.
16. В
ячейке D6 появится слово «ошибка».
Проверьте работу формулы, задав в ячейке ответа правильный ответ.
17. Для
того, чтобы не выдавалось слово «ошибка»,
пока ответ не введён, проделайте следующие манипуляции с формулой: выделите
ячейку D6 (в строке формул Вы увидите
формулу данной ячейки =ЕСЛИ(В6= «ый»;
«правильно»; «ошибка»)). Скопируйте фрагмент формулы ЕСЛИ(В6, вставьте в эту же формулу после знака =, после первого В6 поставьте знак неравенства < >, «», и ;. В конце формулы
добавьте ; «» ). Таким образом, у Вас в строке
формул ячейки D6 должна отобразиться следующая запись:
=ЕСЛИ(B6<>"";ЕСЛИ(B6="ый";"правильно";"ошибка");"")
Нажмите клавишу Enter.
18. Создайте аналогичную формулу в ячейке D10 с использованием значения ячейки F10. Поставьте
курсор мыши в ячейке D10, в строку формул поместите
скопированную из ячейки D6 формулу (после копирования нажимайте
клавишу Enter). В ней измените номер ячейки В6 на В10, замените символ неравенства <> на знак = , поставьте
после знака = «»; , в конце формулы
удалите ; «». После второго символа В10 со знаком = вместо «ый»,
предварительно его выделив, поставьте значение ячейки F10, кликнув на ней мышью. У Вас в
строке формул ячейки D10 должна отобразиться следующая
формула:
=ЕСЛИ(B10="";"";ЕСЛИ(B10=F10;"правильно";"ошибка"))
Нажмите клавишу Enter.
19. Проверьте работу формулы. Если слова не
вмещаются в ячейки, то ячейки можно раздвинуть.
Этап №3. Создание и проверка правильности
закрытых вопросов
20. Поставьте
курсор мыши в ячейку В14, задайте
рамку ячейке.
21. Оставьте ячейку В14 активной, перейдите на вкладку Данные – Проверка данных – Проверка
данных.
22. В
открывшемся диалоговом окне «Проверка
вводимых значений» выберите тип данных Список.
Задайте Источник данных. В
качестве источника данных используйте варианты ответов: имя существительное; имя прилагательное; наречие; глагол (вписываем
варианты ответов через ;). Нажмите кнопку ОК.
23. Аналогичным образом создайте варианты ответов
для следующего вопроса, но сначала запишите в свободные ячейки (например, F18 – F20) один под одним ответы:
имя прилагательное, имя существительное, глагол.
24. Сделайте ячейку В18 активной, перейдите во вкладку Данные – Проверка данных – Проверка данных.
25. В
открывшемся диалоговом окне «Проверка
вводимых значений» выберите тип данных Список,
для категории Источник, поставив
в ней курсов мыши, выделите варианты ответов, которые Вы записали в свободных
ячейках. Нажмите кнопку ОК.
26. Задайте ячейки с правильным ответом одним из
способов.
Этап
№4. Подведение итогов тестирования и оформление теста
1. Добавьте ячейки для ввода имени
тестируемого. Для этого объедините ячейки А3
– В3. Впишите в них: Фамилия, имя,
класс. Выровняйте текст по правому краю. Объедините ячейки С3 – Е3, обведите их рамкой.
2. Выделите совокупность ячеек с вопросами и
ответами, удерживая нажатой клавишу CTRL. Затем перейдите по кнопкам: вкладка Главная
– группа Шрифт – Цвет заливки
(выбирайте по своему усмотрению).
3. Сделайте заливку и для данных о тестируемом.
4. Откорректируйте цвет и шрифт заголовка,
вопросов (при необходимости).
5. Сделайте рамки для ввода ответов цветными.
Для этого выберите правильный ответ, выделите ячейки, щелкните правой кнопкой
мыши, вызвав контекстное меню. Далее – Формат
ячеек – Вкладка Граница – Цвет (выбирайте по своему усмотрению) – Категория Отдельные (нажимайте внешние
границы ячейки) - ОК.
6. В ячейках, где проверяется правильность
ответов, необходимо добавить условное форматирование. Для этого выделите их,
выберите правильный ответ, далее – Вкладка
Главная – группа Стили – Условное форматирование – Правила выделения ячеек –
Равно – в появившемся окне «Равно»
запишите слово «правильно», выберите
для него цвет «Зеленая заливка и темно-зеленый
текст» - ОК.
7. Для ошибочного ответа сделайте все то же
самое в позиции «ошибка», выбрав для
ошибки красные цвета.
8. Значения введенных в свободные ячейки ответов
перенесите в один столбец.
9. В ячейку В21 введите текст: «Правильных
ответов», в ячейку В22 – «Ошибок», в ячейку В23 – «Оценка за тест».
10. Выделите
эти ячейки, выровняйте содержимое по правому краю.
11. В
ячейке D21 напишите формулу для вычисления количества правильных
ответов. Для этого выделите ячейку D21, далее - вкладка Главная – группа
Редактирование – Сумма - Другие функции
- Статистическая – СЧЁТЕСЛИ – ОК. В открывшемся диалогов окне «Аргументы функции» - Диапазон (укажите
диапазон столбца D5 – D18) – Критерий (запишите слово «правильно») - ОК.
12. Аналогичным образом добавьте такую же функцию
в следующую ячейку, где нужно указать количество ошибок. Замените слово «правильно» словом «ошибка».
13. Создайте формулу для ячейки «Оценка за тест». Для этого выделите эту
ячейку (D23),
поставьте в ней знак «=», выделите ячейку D21, далее напишите знак
умножения на 5. Нажмите клавишу Enter.
14. Проверьте, как работает тест.
Этап №5. Защита данных
1. Удалите все записи в активных ячейках. Выделите
ячейки для ввода текста о себе, ответов и правой кнопкой мыши вызовите
контекстное меню – Форма ячеек – вкладка Защита – удалите флажок из поля «Защищаемая
ячейка» - ОК.
2. Скройте ячейки с правильными ответами и с
источниками данных для вариантов ответа. Для этого выделите нужный столбец,
вызовите правой кнопкой мыши контекстное меню – Скрыть.
3. Для защиты листа перейдите во вкладку Рецензирование – Защитить лист – введите
пароль (любая комбинация символов) – удалите флажок из поля «Выделение заблокированных ячеек» - ОК.
4. Сохраните файл.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.